Органы прокуратуры учреждены Петром Первым в период серьезного исторического перелома и стремления этого правителя приблизить правоохранительную системы страны того периода к европейской системе. Главная функция за органами прокуратуры в тот именно период была фискальная. И прокуратура с этой функцией справлялась. Органы прокуратуры, кроме того, обеспечивали соблюдение законности на огромной территории страны, хотя сами нормы права, правовая система государства в целом еще только развивалась и была далека от совершенства. Свои функции того времени прокуратура выполняла достойно.
Неслучайно, изучив все «за» и «против» после развала СССР, принято решение сохранить целостность истории и преемственность нашего правоохранительного органа именно от Петра Первого. Это важный факт не стоит очернять: признана целостность исторической реальности. И по сути, если брать деятельность конкретных прокуроров, стоявших во главе органов прокуратуры при царизме, то необходимо конкретизировать деятельность хотя бы некоторых из них.
Например, обратимся к жизни и деятельности Г.Державина и ознакомимся хотя бы с двумя его справками по проверке соблюдения законности в Могилевской губернии и по одной из губерний центра России (где речь идет о семействе Лопухиных). Он проявил принципиальность, свойственную прокурорам, и доложил руководителям страны объективную ситуации, предлагая конкретные меры воздействия к нарушителям законов того времени.
Можно и о других фигурах приводить аргументы соответствующего характера.
Что касается несамостоятельности и подчиненности органов прокуратуры органам юстиции, то нельзя не отметить, что Министерство юстиции появляется в 1802 году в Российской империи и первым министром юстиции назначен генерал-прокурор (кстати, это тот же Державин). Вот насколько было высоко доверие к органам прокуратуры, что произошло такое совмещение должностей. И не стоит тут лукавить.
После революции (1917г.) при возрождении органов прокуратуры в 1922 году, этот правоохранительный орган (Советская прокуратура) также был создан в составе Наркомата Юстиции (в последствии Министерства юстиции) и органы прокуратуры были в таком статусе до 1956 года.
Лишь после 1956 года органы прокуратуры стали самостоятельным структурным образованием в системе государственных органов. Кстати сказать, органы правосудия до конца 90-х годов ХХ века были в составе органов Министерства юстиции.
Затрагивая проблему наличия функции высшего надзора за законностью при социалистической формации, которая установилась в нашей стране, где считалось, что социализм был в основном построен, то иного и быть не могло. Собственность государственная, общественная, кооперативная, и надзор высший такому государству, конечно, свойственен и необходим, вот и были установлены функции прокуратуры в тот период без ограничений. Надзор был и за деятельностью органов правосудия, хотя судьи избирались на своих территориях, можно сказать, всенародно (в рамках этих территорий).
Мне тоже это нравилось и это считалось мною правильным, я поддерживаю умозаключения В.И.Ульянова (Ленина), что проще найти несколько честных прокуроров и поручить им эти важные функции. Кстати, до сих пор авторитет органов прокуратуры именно на таком доверии граждан работникам прокуратуры и держится: свою правду по-прежнему ищут граждане только в прокуратуре.
В период ликвидации СССР (мы все практически мирно с этим согласились) началось построение государства рыночных отношений, по существу построения империализма, с возвращением к частной собственности, а также возникновения институтов неприкосновенности судебных работников и верховенства судебных решений. Невозможно даже и речь вести о возвращении функции высшего надзора органам прокуратуры уже только потому, что частная собственность «священа и неприкосновенна», как и судебная власть.
Живем в другой стране с другими идеалами и другой Конституцией (1993г), в которой нет указания, что главное богатство общества это жизнь человека, живем с другими законами и по иным законам.
Во все времена (300 лет, которые мы признали) органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением тех законов, которые на данный момент есть в конкретный период истории в государстве. Все остальное — политика, а политика выведена за рамки: работникам прокуратуры запрещено заниматься политикой.
Это никак не умаляет необходимости на совершенном этапе сохранять преемственность поколений, выбирая самые положительные стороны работы наших органов за весь исторический период и стараясь осуществлять главное: принимать меры к пополнению казны (в том числе и мерами прокурорского реагирования, доступными на современном этапе) и обеспечивать законность и правопорядок каждому прокурору и его подчиненными на вверенной под надзор территории, руководствуясь законом: главное, добиваться соблюдения законности и правопорядка, а сейчас еще и требование к органам прокуратуры обязательно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов граждан.
Прокуроры оказались в сложных условиях СВО: органам прокуратуры вдвойне сложнее работать, ибо необходимо обеспечивать стабильность и в своей деятельности, и в деятельности многих структур, в том числе тех, на которые надзор прокуратуры распространяется. И подход должен быть государственным не только у действующих работников, но и у ветеранов в таком очень тонком вопросе: любое наше слово может вызвать нестабильность в обществе. На нас смотрят и нас слушают, на нас опираются и выдвигают наши доводы и умозаключения в качестве аргументов, в том числе и недоброжелатели нашей страны.
Материал админа сайта: реплика на неопубликованные материалы
Нет комментариев
Добавить комментарий